Mobirise
Mobirise

«Он был моим духовным отцом»

– Я никогда не задумывался при жизни Шакена Кенжетаевича, сколько ему лет на самом деле, мне он казался пожилым, умудренным жизненным опытом человеком, на которого я с благоговением взирал снизу вверх, – говорит народный артист СССР Асанали Ашимов. – Только после его смерти с изумлением узнал, что ему было всего 56, а когда я вошел в его семью на правах зятя, мужа его любимой дочери Майры, он, оказывается, только-только перешагнул 44-летний рубеж. Не скажу, что без него я бы не состоялся совсем. Нет, я нашел бы способ заявить о себе, но по-другому, характер ведь и у меня тоже есть. Но без него не появился бы «Конец атамана», один из трех ключевых фильмов, где я состоялся как актер. Родственник-не родственник, зять-не зять – для Шакена Кенжетаевича это не играло роли, если человек был пуст внутри. Вот и во мне, неуклюжем, стеснительном аульном пареньке, который мучительно краснел, оказавшись за одним с ним столом, он, большой мастер и прозорливый человек с задатками талантливого психолога, что-то сумел увидеть. А разглядев, стал подставлять свое сильное плечо.
Я учился у него ежедневно, ежечасно: умению вести себя с людьми, ходить, разговаривать, шутить, обижаться… Он все делал красиво и с достоинством, и любое общение с ним было ненавязчивым уроком, которому я следую до сих пор.
Сценарий «Конца атамана» Андрон Кончаловский писал под меня. Перед этим Айманов пригласил его к себе домой и познакомил со мной: «Вот артист, который будет играть главную роль».
У меня сердце упало от этих слов: «Как же так?! Я ведь уже занят в «Кыз-Жибек»! Я не успею!» Шакен Кенжетаевич невозмутимо ответил: «Не вздумай отказываться. Зарубежные артисты снимаются одновременно в нескольких картинах. И ничего – успевают».
Ну хорошо, успевать и там, и здесь как-нибудь приноровлюсь. А как быть с бекежановской бородкой? Сбрить я ее не могу – тогда это будет уже не Бекежан, а у чекистов ведь не должно быть каких-то особых примет на лице: ни бородки, ни бородавки, ни родимого пятнышка, ни шрама.
Шакен Кенжетаевич всегда славился тем, что мог найти выход из самой, казалось бы, безвыходной ситуации. Он велел оставить только саму бородку. «Ничего, – сказал Айманов, – в кино художественный вымысел допускается». Сбритые бекежановские бакенбарды на съемках «Кыз-Жибек» приходилось заменять искусственными. А чадьяровская бородка так и осталась у меня на всю жизнь, я ее до сих пор ношу...
«Конец атамана» – психологический детектив, опять же первый в истории «Казахфильма». Друг Айманова, Григорий Чухрай, у которого имелась в Москве своя экспериментальная студия, после просмотра «Атамана» предложил Шакену Кенжетаевичу специализироваться на детективных фильмах. «У меня есть даже готовый материал для съемок», – сказал ему москвич при встрече. Шакен-ага ответил, что у него другие планы. «Я теперь могу пойти и на съемки «Абая». Актер у меня готов», – сказал он другу.
Этим актером был я. Но увы! Шакен Кенжетаевич не успел даже толком узнать реакцию массового зрителя на свой фильм. А первым его зрителем был, кстати, Динмухамед Ахмедович Кунаев. «Шакен, ты большой мастер!» – сказал он после просмотра.


Тот самый ангел…

Алимгазы Райымбеков, водитель колхоза им. Ленина Кировского района Талды-Курганской области, случайно попав в середине 60-х в кино, снялся в 12 фильмах, но зритель запомнил его по роли учителя Тайлака в знаменитой аймановской комедии «Ангел в тюбетейке».
– Когда Шакен Айманов предложил мне главную роль, я, конечно, с радостью согласился, но, скажу честно, это многим на «Казахфильме» не понравилось. Как же так, непрофессионального актера утвердили без всяких проб! Сидел я как-то в одиночестве в зале для курения, вдруг за спиной я явственно слышу презрительное: «Чабан!» Оглядываюсь кругом – никого. Опять шуршат чьи-то шаги и слышится: «Колхозник!»
– Э-э, так дело не пойдет, – подумал я про себя. – Чем слушать такие оскорбления, пойду лучше к Айманову, скажу, что отказываюсь от роли.
– Шакен-ага, я не артист, не хочу подрывать вашего доверия… – начал я.
Айманов ко мне очень хорошо и по-доброму относился, но в тот момент он был резок:
– Выйди из кабинета и заложи уши ватой.
Что делать? С ним не поспоришь. Запомнился мне такой момент. Когда Амина Умурзакова приводит в дом двух девушек, чтобы познакомить их со своим сыном, то я настолько вошел в роль, что забыл обо все на свете. «Шакен Кенжетаевич! – кричит оператор-постановщик. – Что делать? Он разошелся!»
«Пусть-пусть», – ответил ему Айманов.

…И его «невеста»

«Для меня его смерть стала личной драмой, – говорит Шолпан Алтайбаева («невеста» учителя Тайлака»). – Мало того что ушел замечательный человек, но после его смерти я не смогла реализоваться как актриса – другие режиссеры почему-то не видели ее во мне.
Айманов, как я сейчас понимаю, прекрасно разбирался в людской психологии, и если в ком-то видел изюминку, то уже навсегда прикипал к этому человеку. Чьи-то наветы при этом для него ничего не значили – он никого не слушал, у него на все имелось собственное мнение. А я была в ту пору очень бесхитростной и искренней. Это ему, видимо, и импонировало во мне. Свои симпатии он скрывал за легким поддразниванием – копировал мою несколько смешную походку и некоторую неуклюжесть.
В «Ангеле в тюбетейке» вместе со мной снималась моя старшая сестра Дана – она играла героиню Амины Умурзаковой в молодости.
– Не знаю, как насчет Даны, но из Шолпан в кино выйдет толк, – говорил Айманов нашему отцу, известному в республике журналисту Жусупбаю Алтайбаеву.
В те годы мне казалось, что на моем жизненном пути никогда не будут встречаться подводные камни и рифы. «А как же иначе? – думала я. – Я красавица и умница, у меня хорошие мама и папа, меня приглашают сниматься в кино, а в институте я, несмотря на то что месяцами занята на съемках, учусь на круглые пятерки». В общем, была настолько самонадеянной, что не замечала вокруг недоброжелательных взглядов. О том, что они есть, я узнала от своего партнера по «Ангелу в тюбетейке» Алимгазы Райымбекову. В кино он играл моего жениха, но в жизни относился как к младшей сестренке и очень оберегал меня. «Ты слишком доверчивая и открытая. Будь, пожалуйста, осторожнее», – говорил он мне. Из-за того, что он непрофессиональный актер, ему тоже пришлось испытать немалый психологический прессинг. Но Шакен Кенжетаевич тянулся к бесхитростным и добрым душам. Алимгазы, так же, как и меня, он приметил в фильме «Крылья песни». И сценарий «Ангела в тюбетейке» он заказывал московскому сценаристу Якову Зискинду именно под нас троих – Амину Умурзакову, чей комедийный дар он хотел показать, Райымбекова и меня.
После съемок «Ангела» я вышла замуж. Что примечательно, первыми об этом узнали не мои родители, а Шакен Кенжетаевич. Он сидел в этот момент у себя в студии и, поджидая кого-то, играл в шахматы. Когда я сообщила ему о своем замужестве, то увидела, что Айманов очень сильно огорчился. «А что вы так переживаете?» – спросила я его. «Ну что-что?! Пропала актриса». – «Как пропала? Я же вернусь». – «Да что ты говоришь? Я же знаю все это наизусть. Теперь пойдут соски и пеленки».
Когда сыну исполнился годик, я вышла на работу в Среднеазиатский научно-исследовательский противочумный институт. Поскольку никто меня не искал, я думала: все, конец моей актерской карьере. Но как-то в моем кабинете раздался звонок, беру трубку и слышу характерный голос Шакена Кенжетаевича. «Кхе-кхе, – смеялся он. – Ну что поделываешь?» – «Я перевожу с французского работы института Пастера». Он опять: «Кхе-кхе! Только ты могла найти какой-то чумовой институт. Поедешь с нами на кинонеделю в Грузию?» «Поеду, – обрадовалась я. – Только меня надо отпросить у моего начальства».
Мы встретились уже в Тбилиси. До этого не виделись года полтора-два.
Он тоже очень обрадовался: «Молодец, не потеряла форму. Я собираюсь снимать фильм «Абай». Готовься, получишь главную роль».
После этих слов я почувствовала себя так, словно у меня выросли крылья.
У него же настроение в те дни было просто поразительное – он постоянно что-то напевал, шутил, рассказывал анекдоты. Кто-то сказал мне потом, что в этот период все мизансцены будущего фильма он уже выстроил в голове. Но судьба распорядилась иначе…

Это правда?!

22 декабря 1970 года, сразу после окончания пленума кинематографистов СССР, Шакену Айманову сообщили, что на следующий день он во главе делегации советских кинематографистов должен вылететь в Объединенные Арабские Эмираты. Была пятница, конец рабочей недели, и он поспешил в Госкино, чтобы успеть оформить документы. Туда его кто-то подвез, а возвращаясь обратно, он не стал спускаться в подземку – страшно ее боялся, а решил просто перейти дорогу. Дошел до середины улицы Горького, и тут машины пошли сплошным потоком. Подался назад, и… на него налетела белая «Волга». Его отбросило на бордюр, он упал, тут же встал в полный рост и снова упал, чтобы больше уже не подняться. В 12 часов ночи Шакен Айманов скончался на операционном столе.
– Самолет, на борту которого мы привезли останки Шакена Кенжетаевича, приземлился в Алма-Ате ранним утром, но площадь перед зданием аэропорта была полна – горожане пришли встречать Айманова, – вспоминает Асанали Ашимов. – Многие из них не верили, что его больше нет в живых. Первый вопрос к нам был: «Это правда?! Шакен не шутит?»
Так ушел из жизни великий мастер. Кто-то из киношников сказал в день его похорон: «Конец атамана» и конец Айманова». А меня, видимо, атаман спас: он погибает, но мой Чадьяров остается живым…
 

Шимырбаева Г. Шакен Айманов: каким он был?. Воспоминания известных актеров о жизни и творчестве режиссера, педагога, актера Ш. Айманова // Казахстанская правда. – 2014. - 21 февраля. - С.20.

Талант и обаяние Айманова

Шакен Айманов не снимал в своих фильмах актеров, исходя из их принадлежности к жузам. Об этом рассказывается в документальной ленте Булата Нусимбекова «Шакен Айманов: человек и легенда».
 Первый опыт выступления на сцене Шакен Айманов получил в Семипалатинске, где учился в педтехникуме. Участвуя в художественной самодеятельности, часто выступал в городских клубах. Здесь его в 1933 году заметил заведующий секцией искусств Наркомпроса КазССР Габит Мусрепов. В Семипалатинск писатель приехал в поисках молодежи для пополнения труппы Казахского театра драмы.
 Лучшие свои роли Айманов сыграл в театре. Шекспировские Петруччио и Отелло, Тихон в «Грозе» Островского, Сатин «На дне» Горького, Шарип в «Абае» по Ауэзову… В каждой роли проглядывала его непосредственная, доверчивая казахская душа. Так было, когда в 1943 году эвакуированные в Алма-Ату супруги Борис Бибиков и Ольга Пыжова поставили в Каздраме спектакль «Укрощение строптивой», где Шакен и Хадиша Букеева составили блистательный дуэт. Газеты тех лет писали: «Два часа сплошной радости и праздника».
 Англичанин Лоуренс Оливье, один из лучших исполнителей роли Отелло, считал эту роль вершиной карьеры для актера. Шакену Айманову посчастливилось встретиться с великим трагиком в 1964 году, когда он был приглашен в составе советской делегации на празднование 400-летия Шекспира. Оливье попросил его прочитать что-нибудь на казахском языке. Шакен вышел в костюме и гриме в зал, полный режиссеров и актеров, ставивших и игравших Шекспира в подлиннике.
– Услышать Отелло в исполнении Шакена Айманова дорогого стоило, – вспоминал кинорежиссер Марлен Хуциев. – Он передал подлинность чувств героя, доказав тем самым, что язык искусства интернационален.
 В кино Айманов пришел в 1937 году. Он зашел на съемочную площадку фильма об Амангельды Иманове из любопытства, да так и остался там. Режиссер Моисей Левин дал ему крохотную роль – сарбаза.
 По мнению Марлена Хуциева, в кинематографе обязательно должно быть личностное начало. Именно это и увидел Ефим Дзиган в Айманове, приглашая на роль Джамбула в одноименной картине. Выбор был безошибочный: актер страстно желал сыграть поэта таким, каким знал его сам: в 1936 году во время декады казахского искусства в Москве молодой Айманов был у Джамбула переводчиком.
 Он признавался: «После работы над фильмом «Джамбул», кино все больше и больше притягивало меня. А споры с режиссером о трактовке образа приводили к абсурдной мысли: «А что если самому попытаться поставить фильм? И хотя я поставил несколько спектаклей в театре и даже получил за «Абая» Госпремию, осмелиться на кинорежиссуру вот так вот сразу я не мог. Слишком сложной мне казалась тогда специфика кино. Но кинорежиссером я все же стал».
 Первой его киноработой стал фильм «Поэма о любви» по сценарию Габита Мусрепова. Критики отмечали ее театральность, но этот фильм стал поворотным моментом в истории казахского кино, а Айманов стал первым отечественным кинорежиссером.
 Но пройдет несколько лет и про «Наш милый доктор» уже никто не скажет, что это театральный фильм.
– Айманов был от природы одаренным человеком, обладающим чутьем на таланты, – говорил исполнитель главной роли в этой комедии Юрий Померанцев. – В чем был выигрыш «Нашего милого доктора»? Во-первых, он не брал для усиления, для кассы, для успеха актеров из Москвы и Ленинграда, а пригласил алматинскую молодежь, будущих великих. Я имею в виду Ермека Серкебаева и Бибигуль Тулегенову. Во-вторых, прелестная, полная обаяния и чудес Алма-Ата тех лет. Мне говорили, что уезжающие за границу алматинцы брали с собой пленку с фильмом «Наш милый доктор» как память о родине.
 Сам Айманов в кино снимался мало. Он требовательно относился к тому, что играл. И все же Айманов-актер взял верх над Аймановым-режиссером.
 В кинематографическом мире, пропитанном идеологией, жить было сложно, поэтому он старался высказывать некоторые свои мысли через фольклор. Будучи уже признанным актером и режиссером, он обратился к фильму «Алдар Косе», где сам же и играет главную роль.
 Многие считают, что эта блистательная с точки зрения актерской работы картина о нем самом, о его желании быть понятым. Алдар Косе-Айманов – неунывающий острослов, но отнюдь не весельчак.
Почет, слава и награды его не обходили, но было и другое. Споры вокруг каждого его фильма, резкие статьи и острые фельетоны. Как художественный руководитель киностудии, Айманов отвечал за все, что выходило на экране. Чаще всего предлагались сырые, слабые сценарии. Их приходилось дописывать, дотягивать. Мощный партийный рупор того времени – газета «Известия» упрекала его: «Не за свое дело беретесь, товарищ. Два арбуза в одной руке не удержать».
– Айманов-актер был намного выше, интереснее Айманова-режиссера, – считает Олжас Сулейменов, пришедший в 1963 году на киностудию главным редактором сценарно-редакционной коллегии. – Но что было делать? Профессиональные кинорежиссеры со вгиковским образованием – Мажит Бегалин, Султан Ходжиков, Абдулла Карсакбаев – пока еще не создали своих шедевров.
В середине 60-х на экраны выходит его фильм «Земля отцов» – «Атамекен». История о старике и его внуке, которые решили похоронить прах погибшего воина на родине. Впервые на экране появился образ казахского аксакала со всеми присущими ему чертами, в том числе и религиозными. Айманов мог бы и сам сняться в этой роли. Но понимая, как режиссер, природу фактуры и типажности, пригласил Елубая Умурзакова.
В первом варианте сценария, написанного Олжасом Сулейменовым, впервые в казахском кино прозвучала тема депортации народов в годы сталинских репрессий. Цензура многие сцены из него вырезала, но главное – чувство любви к Родине – удалось сохранить.
Айманов снимал этот фильм со своим сыном – оператором Муратом Аймановым. Работа на съемочной площадке дала этим двум близким людям редкую возможность общения и совместного творчества.
 Можно только удивляться, как Айманова хватало на все. Художественное руководство студией, режиссура в кино, театре, всесоюзные пленумы кинодеятелей, большая работа в Союзе кинематографистов республики, депутатские обязанности…
– Когда люди начинают говорить об авторитете Айманова, о широте его щедрой казахской души, у меня перед глазами встают две картины, – говорит кинорежиссер и сценарист Сламбек Тауекел. – Однажды я, студент – дипломник ВГИКа, вместе с Азербайжаном Мамбетовым попал в ресторан Союза театральных деятелей. И вдруг все, кто находился там, встали, со всех сторон неслось дружеское: «Шакен! Шакен!» Шакен Айманов подходил к каждому столику, чтобы поздороваться.
 И второй раз тех же самых людей – Олега Ефремова, Михаила Ульянова, Олега Табакова и других знаменитостей – я увидел на церемонии прощания с Аймановым, когда его сбила машина. Все, кто видел его в те дни, вспоминали его слова: «Конец атамана» я сдал, теперь буду готовиться к «Абаю».
– Когда он появлялся в Москве, а это бывало довольно часто, мы встречались не только в Доме кино, но и в других местах, – рассказывает Андрей Кончаловский. – Обаяние, талант, магнетизм, харизма… Умный человек, он все время учился, не хотел почивать на лаврах, хотя был уже серьезным чиновником. Улыбчивый человек, он умел ладить с начальством. А еще он был талантливым артистом. Конечно же, ему завидовали, но и любили тоже. Он любил застолья, званые вечера, и сам тоже устраивал многолюдные празднества, как было принято в те времена.
 В 1970-х Айманов снял двухсерийный приключенческий фильм «Конец атамана». Сценаристом был приглашен Андрей Кончаловский. На роль Чадьярова Айманов утвердил своего зятя – Асанали Ашимова.
– Приглашая меня на роль, Шакен Кенжетаевич думал не обо мне, а о себе, – утверждает актер.– Будь иначе, он снимал бы только актеров-родичей из Среднего жуза. Например, своего родного брата Каукена Кенжетаева. Во мне ему приглянулась внешняя фактура.
 Последнюю его картину называют сегодня первым национальным экшном. Друг Айманова Григорий Чухрай, у которого имелась своя экспериментальная студия, предложил ему после просмотра специализироваться на детективах. Айманов ответил, что у него другие планы.
– Теперь я могу пойти и на съемки «Абая», – сказал он. – Актер у меня готов...
 Не успел… Ему было всего 56.

Сыздыкова А. Талант и обаяние Айманова: [О казахском актере и режиссере Ш. Айманове] // Казахстанская правда. - 2024.- 16 февраля. - С. 9.

Звезда по имени Шакен

Его не стало 22 декабря 1970 года. В этот день сразу после окончания пленума Союза кинематографистов СССР ему сообщили, что на следующий день он во главе делегации советских кинематографистов должен вылететь в Объединенные Арабские Эмираты. Была пятница, конец рабочей недели, и Айманов поспешил в Госкино, чтобы успеть оформить документы. Туда его кто-то подвез, а возвращаясь обратно, он не стал спускаться в подземку – страшно ее боялся, решил просто перейти дорогу. Дошел до середины улицы, и тут машины пошли сплошным потоком. Подался назад – и на него налетела белая «Волга». Его отбросило на бордюр, он упал, тут же встал в полный рост и снова упал, чтобы больше уже не подняться...
– Я медленно ехал по улице Горького в аэропорт Шереметьево, – вспоминал Андрей Кончаловский. – Увидел толпу людей, опустил стекло – и вижу лицо Шакена. Закрытые глаза, бледное лицо, под головой лужа крови... Я не мог остановиться – сзади машина, спереди… Все гудят, пробка... Проехал, как в тумане минут пять и все не мог прийти в себя.
В 12 часов ночи Шакен Айманов скончался на операционном столе Института имени Бурденко…
– Мы улетали из Москвы с телом Айманова вечерним рейсом, – рассказывает народный артист СССР Асанали Ашимов. – Пассажиры, услышав скорбную весть, подходили к нам выразить соболезнования. Когда стали разносить ужин, никто к нему не притронулся.¬ Самолет был точно мертвый – все сидели без движения. Приземлились мы ранним утром, но площадь перед зданием аэропорта была полна – алматинцы пришли встречать Айманова. Многие не верили, что его больше нет в живых. Первый вопрос к нам был: «Это правда? Шакен не шутит?» Кто-то из киношников сказал в день его похорон: «Конец атамана» и конец Айманова». А меня, видимо, атаман спас: он погибает, но мой Чадьяров остается живым.


Первопроходец казахского кино

 В 1968 году Айманов снял комедию «Ангел в тюбетейке». Прототипа главного героя фильма он встретил в доме младшего брата – оперного певца Каукена Кенжетаева. Айнакуль-апа, мать певицы Шабал Бейсековой, жены Каукена, действительно искала для сына, молчуна и тихони Сакко, невесту: ходила по всем алматинским общежитиям и приставала к девчонкам. Когда брат рассказал о проделках тещи Шакену, того очень развеселила эта забавная история.
 Сценарий был написан специально под Амину Умурзакову, в ней Айманов увидел яркую комедийную актрису. На главные роли были приглашены непрофессиональные актеры – Алимгазы Райымбеков и Шолпан Алтайбаева.
 – Я снималась в его фильме «Ангел в тюбетейке», будучи студенткой третьего курса, но в кино попала не случайно. Уже в классе шестом у меня появилась мечта поступить во ВГИК, но когда стала взрослее, то задумалась: «Где же я буду работать после окончания института?» Тогда на киностудии не было актерского штата, а в драмтеатре я не могла работать, потому что не знала тогда родного языка. Пришлось подавать документы в наш Инияз, – рассказывает Шолпан Алтайбаева. – А когда я оканчивала 11-й класс, меня пригласили сниматься в картине «Крылья песни» Азербайжана Мамбетова. У меня была роль молоденькой девушки, которая продавала на ярмарке яблоки. Моими партнерами в классическом любовном треугольнике стали Ануар Молдабеков и Торгын Тасыбекова, чьими прототипами послужили поэт Иса Байзаков и певица Майра. Шакен Кенжетаевич приехал помочь дебютанту, который взялся экранизировать одноименный роман Николая Анова о становлении первого казахского музыкального театра.
 В Чимкенте, в окрестностях которого проходили съемки, я жила в одном номере с девушками-гримершами. Иногда вечерами мы развлекались «американкой» – это такая картежная игра, где проигравший должен исполнять желания партнеров. Однажды девчонки попросили меня спеть модную тогда песню «Возможно».
 Голос у меня неплохой от природы, и Шакен Кенжетаевич, который зашел к нам в этот момент, был страшно доволен. Позже при виде меня он всегда напевал эту песенку. Айманов, как я сейчас понимаю, прекрасно разбирался в психологии людей, и если в ком-то видел изюминку, то уже навсегда прикипал к этому человеку. А я была в ту пору очень бесхитростной и искренней. Это ему, видимо, и импонировало.
 В 1968 году он нас, меня и Мурата Ахмадиева, взял на Всесоюзный кинофестиваль в Ленинград, куда мы повезли фильм «Земля отцов» по сценарию Олжаса Сулейменова. Я там играла крошечную роль – девушку Марьям, в которую был влюблен Баян, герой Мурата. В гостинице «Октябрьская», где мы остановились, Шакен Кенжетаевич любил завтракать вместе с нами. Однажды его друг, один из мэтров советского кино Григорий Рошаль, увидев нас в компании Шакена, восхитился: «Какие чудесные у тебя дети!» – а он с гордостью ответил: «Нет, это наши актеры». Проявивший себя ярче всего именно на этой стезе, Шакен-агай любил и ценил именно актеров, всегда защищал и переживал за них. Приглашая в свои фильмы, он каждый раз повышал ставку. В «Ангеле в тюбетейке» она у меня была, например, как у заслуженной артистки.
 Сам он при всей своей звездности, востребованности, больших гонорарах ни копейки за душой не имел, потому что его карманы были открыты для всех. Но в ту нашу поездку в Ленинград Шакен Кенжетаевич устроил банкет на 100 человек, где были все звезды советского кино: Алла Ларионова, Николай Рыбников, Вия Артмане, Надежда Румянцева, Людмила Чурсина…
 Его любили за широту души и свободный дух. Где бы он ни появлялся, везде был душой компании, человеком-праздником. По нему судили о нас, казахах: если кого-то полюбим, то широко раскрываем объятия. Взвалив на себя миссию первопроходца казахского кино, в своих фильмах он очень ревностно относился даже к массовке. Она у него всегда была яркой, колоритной, красивой.
 А как он нас оберегал и поддерживал! Мне в те годы казалось, что на жизненном пути никогда не будут встречаться подводные камни и рифы. «А как же иначе? – думала я. – Я красавица и умница, у меня хорошие мама и папа, меня приглашают сниматься в кино, а в институте я, несмотря на то что месяцами занята на съемках, учусь на круглые пятерки». В общем, была настолько самонадеянной, что не замечала вокруг недоброжелательных взглядов.
 О том, что они есть, я узнала от своего партнера по «Ангелу в тюбетейке» Алимгазы Райымбекова. В кино он играл моего жениха, но в жизни относился как к младшей сестренке и очень оберегал меня. «Ты слишком доверчивая и открытая. Будь, пожалуйста, осторожнее. Не все к тебе на съемочной площадке хорошо относятся», – говорил он мне. Самому ему тоже пришлось несладко на съемочной площадке, несмотря на то что он, простой рабочий человек, прекрасно вживался в образы своих героев в любой картине. Если бы этого не было, Шакен-агай не взял его в свою картину. Он ведь видел не просто симпатичное лицо или колоритную фактуру, а раскрывал интеллект и актерские данные, которые люди в себе и не подозревали.
 В одном из своих интервью Алимгазы признался, что после утверждения на главную роль профессиональные актеры в глаза и за глаза насмехались над ним: чего, мол, с «чабана» возьмешь? Но Шакен Кенжетаевич тянулся именно к таким бесхитростным и добрым душам. Алимгазы, как и меня, он приметил в фильме «Крылья песни».
После «Ангела...» я вышла замуж за кинооператора Рамиля Сабирова. Когда я сообщила о своем замужестве, то увидела, что Айманов сильно огорчился. «А что вы так переживаете?» – спросила я его. «Ну что-что?! Пропала актриса». – «Как пропала? Я же вернусь». – «Да что ты говоришь? Я же знаю все это наизусть. Теперь пойдут соски и пеленки».
Когда сыну исполнился годик, я вышла на работу в Средне-Азиатский научно-исследовательский противочумный институт. Никто меня не искал, и я думала: все, конец моей актерской карьере. Но как-то в моем кабинете раздался звонок, беру трубку и слышу характерный голос Шакена Кенжетаевича: «Ну, что ты там делаешь в этом своем противочумном институте?» – «Перевожу с французского работы Института Пастера». – «Только ты могла найти какой-то чумовой институт. Поедешь с нами на кинонеделю в Грузию?»
Конечно же, я согласилась. Мы встретились уже в Тбилиси. «Молодец, не потеряла форму, – похвалил он меня. – Я собираюсь снимать фильм «Абай». Готовься, получишь главную роль».
У него настроение в те дни было просто поразительное – напевал, шутил, рассказывал анекдоты. Кто-то сказал мне потом, что он так ведет себя, когда в голове уже выстроены все мизансцены будущего фильма. Но судьба распорядилась иначе: после кинонедели в Грузии Айманов полетел из Тбилиси в Москву, а мы через Ташкент – в Алма-Ату. Дома меня встретила причитающая мама: «Мы так боялись, что там, в Москве, вы все тоже попали в ДТП…»
 Его смерть стала для меня, как и для всех, кто близко знал и работал с ним, огромным горем, личной трагедией. Я чувствовала, что он верил в меня, а теперь мое будущее в кино обрушилось. И действительно, больше никто в свои картины меня не приглашал. Мой потенциал, получается, увидел только Шакен-агай, хотя я любила кино и люблю его до сих пор. Потом, много позже, я обнаружила в себе сценариста и киноведа, но – увы! Вовремя мне это никто не подсказал, а поезд, что называется, ушел, – заключила Шолпан Алтайбаева.
 С теплом вспоминал о Шакене Айманове и Алимгазы Райымбеков:
 «Когда Айманов предложил сыграть главную роль в комедии «Ангел в тюбетейке», я с радостью согласился, но многим на «Казахфильме» это не понравилось. Как же, непрофессионального актера утвердили без всяких проб! Сидел я как-то в одиночестве в зале для курения, вдруг за спиной явственно слышу: «Чабан!» Оглядываюсь – никого.
 Э-э, так дело не пойдет, подумал я. Чем слушать такое, пойду лучше к Айманову и скажу, что отказываюсь от роли.
 – Шакен-агай, я не артист, не хочу подрывать вашего доверия, – начал я.
 Айманов ко мне очень по-доброму относился, но тут был резок:
 – Выйди из кабинета и заложи уши ватой.
Что делать? С ним не поспоришь. Пришлось остаться работать.
 Запомнился мне такой момент. Когда Амина Умурзакова приводит в дом двух девушек, чтобы познакомить их со своим сыном, я настолько вошел в роль, что забыл обо всем на свете. «Шакен Кенжетаевич! – кричит оператор-постановщик. – Что делать? Он разошелся!» – «Пусть-пусть», – ответил ему Айманов».


Страстно и пристрастно: «Конец атамана»

 К судьбе режиссера и одного из лучших актеров казахского кино Болата Калымбетова Шакен Айманов пусть и косвенно, но тоже приложил руку.
 – Когда я впервые снялся в кино, мне было всего девять лет, – вспоминает он. – Знаменитый «кинематографический папа» Абдулла Карсакбаев и второй режиссер Сара Журабаева пришли тогда в нашу алматинскую казахскую школу № 12 в поисках исполнителя главной роли в фильме «Путешествие в детство».
 На перемене я, как всегда, пошел на задний двор поиграть в футбол. Старшаки (старшеклассники) хотели поставить меня на ворота, а я не хотел, потому что если пропускал гол, они били, за отказ – тоже. В этот раз тоже наваляли – разбили нос, белая рубашка испачкалась в крови. И тут раздался голос: «А ну прекратили!»
 Парни кинулись врассыпную, а ко мне подошел кудрявый усатый мужчина с сигаретой во рту. «Как твоя фамилия?» – спросил он . Я так испугался, что от страха выдал: «А твоя как?» – «Абдулла Карсакбаев», – просто ответил кудрявый. «А я тогда Болат Калымбетов». Он, ничего не говоря, схватил меня за руку и поволок к парадному входу школы. А там рядом с какой-то женщиной в окружении чистеньких, очкастых отличников из нашего класса стоит завуч – Герой Соцтруда Рафика Бикеновна Нуртазина. Она у нас преподавала русский язык и литературу, и это потом я в ее глазах вырос до лучшего чтеца школы, а тогда, увидев, как Карсакбаев тащит меня, а я упираюсь, заявила: «Абеке, зачем он вам? Это же двоечник и хулиган. Калымбетов, как тебе не стыдно? Опять успел с кем-то подраться. У нас такие гости, а ты? Иди умойся».
 Карсакбаев и его спутница стали уговаривать ее отпустить меня вместе с отличниками, которых она сама рекомендовала, с ними на киностудию. Нас всех погрузили в машину с надписью «Госкино» и привезли на киностудию на углу улиц Комсомольская и 8 Марта, а там ходит целая толпа таких же мальчишек, как и мы. Нас одели в провонявшие нафталином костюмы, в каких ходили в 30-е годы, и начались фотопробы, а потом кинопробы на роль сироты Бектаса.
 Первая встреча с Шакеном Аймановым была в 1967 году в коридоре киностудии. В тот день должно было состояться заседание худсовета по утверждению исполнителя главного героя. Его члены стояли перед приемной директора. Среди них – Олжас Сулейменов, Ильяс Есенберлин, Абдижамил Нурпеисов, Аким Тарази, Калихан Искаков, Сатимжан Санбаев, Бердибек Сокпакбаев, по чьей одноименной повести снимался фильм, и автор сценария Леонард Толстой.
 Все ждали кого-то, Абдулла-агай нервно курил, он вообще никогда не расставался с сигаретой. На меня он, видимо, уже всерьез положил глаз, потому что других кандидатов (кинопробы прошли человек 15) на роль Бектаса не пригласили, только меня. Потом все стали потихоньку заходить в зал. Я тоже рвался туда, но Сара Камаловна Журабаева, второй режиссер картины, крепко держала меня за руку: «Тебе нельзя туда». Уже все почти зашли, когда в конце коридора появился высокий большеголовый человек, одет он был в коричневый вельветовый костюм, в руках держал трубку. Я его узнал сразу: это был Алдар Косе из «Безбородого обманщика».
 «Сара-апай, смотрите, кто идет! Алдар Косе! » – закричал я.
 «Тихо, успокойся, – дернула она меня за руку. – Какой тебе Алдар Косе? Это сам художественный руководитель киностудии Айманов».
 А мне было все равно – я эту фамилию слышал первый раз в жизни, мне хотелось, как и всем, попасть в зал. «Алдар Косе» подошел к нам: «Сара, что случилось? С кем ты тут ругаешься?» – «Шакен Кенжетаевич, этот мальчик пробовался у Карсакбаева на роль Бектаса, теперь тоже вот рвется на худсовет». «Алдар Косе» махнул рукой: «Пусть заходит». И я зашел вместе с ними.
 Начался показ кинопроб. Я шел третьим. Когда увидел самого себя на экране, то заплакал – так мне было жаль сироту Бектаса. Вы же помните тот эпизод, когда мой герой вбежал в класс и кинулся на колени перед маленьким бумажным портретом Ленина: «Ленин-ата! Почему ты сделал сиротой меня, а не байских детей? Я не воровал сапоги Сагатбая-ага, учитель их сам мне отдал, а они называют меня вором. А еще, Ленин-ата, помоги нам снова открыть нашу школу».
 Когда я начал громко всхлипывать, «Алдар Косе» скомандовал: «Уведите ребенка». Сара Камаловна вывела меня в коридор и велела ждать. А в старой студии напротив приемной директора находился еще один большой кабинет с массивными деревянными дверями. Оттуда выглянул мужчина с сигаретой и в очках с толстыми-толстыми стеклами: «Заходи, они еще долго будут заседать, а мы с тобой чаю с конфетами попьем». Это, оказывается, был сын Беимбета Майлина – Мереке. Потом я часто бегал в его прокуренный кабинет, где он занимался, как сейчас сказали бы, связями с общественностью: продвигал фильмы с помощью киноафиш и фото. У него был большой фотоархив, бракованные фото он отдавал мне.
 Худсовет заседал часа три или четыре, потом вдруг двери распахнулись, и члены худсовета шумно стали выходить из зала. Абдулла Карсакбаев подозвал меня. Крепко обняв, сказал: «Болат, я тебя поздравляю». Следом подошел писатель Бердибек Сокпакбаев: «Калымбетов, мы с тобой, оказывается, из одного района (Нарынколь Алматинской области). Я знаю Байдилду, твоего большого отца (старший брат моего отца). Молодец, земляк, ты будешь играть Бектаса».
 «Алдар Косе» тоже подошел ко мне. Взяв за плечо, с напором сказал: «Я тебя утвердил. Ты понял?» А потом повернулся к Абдулле: «Глаза у мальчишки хорошие».
 После «Путешествия в детство» фильмы у меня пошли один за другим. Во вторую картину «У заставы «Красные камни» Шарипа Бейсембаева утвердили без всяких проб. Меня уже кино затянуло, и я, если была возможность, бежал на киностудию. Там чувствовал себя как дома, на проходной мне улыбались: «Заходи, маленький актер». С легкой руки Абиша Кекилбаева, главного редактора киностудии, за мной закрепилось прозвище Қазақ киносынын қара баласы. Думаю, это дорогого стоит.
Перед началом съемок картины «Нас четверо» Шарипа Бейсембаева, где я играл партизана Зайчика, вышел на обед, увидел играющих под тенью мощного дуба в шахматы. Подошел поглазеть и увидел, что Айманов дает сеанс одновременной игры и у всех выигрывает. Увидел меня, кивнул: «Привет, малыш. Как дела?» – «Хорошо, Шакен-агай». А он – мне: «Я решил тебя уволить с «Казахфильма». Я, восьмиклассник в ту пору, принял это всерьез: «За что?!» – «А ты без конца снимаешься в кино и забираешь все деньги. Мне, Шакену Айманову, ничего не достается из-за тебя». Я чуть не плачу: «Не надо меня выгонять, Шакен-агай. Я люблю кино, могу сниматься бесплатно».
 В этот момент подошла мой ангел-хранитель Сара Камаловна Журабаева: «Пойдем-пойдем, Болат, съемки начинаются».
 «Сара-апай, Шакен-агай хочет меня уволить». – «Ты что, поверил? Он же великий шутник. И как он может тебя уволить? Ты же еще школьник, на работу на «Казахфильм» тебя еще никто не принимал».
 Когда Айманова не стало, я был в Москве, на съемках фильма «Брат мой», где Гани Муратбаева играл Куман Тастанбеков, его жену Раушан – Меруерт Утекешева, а я – беспризорника Айдара.
 Зима, холодно, конец декабря 1970 года. И вдруг к съемочной площадке подъехала какая-то машина. Вышедший из нее человек поговорил о чем-то с режиссером, потом Абдулла Карсакбаев взял микрофон – и мы услышали о смерти Шакена Айманова. Съемки были приостановлены. На площадке стояла гробовая тишина. Было ощущение, что казахское кино обезглавили.
 В последний свой фильм «Конец атамана» режиссер Айманов вложил весь свой опыт, мастерство, понимание материала. И название очень удачное было – «Конец атамана». Но оно, к сожалению, оказалось пророческим. Когда его не стало, все восприняли это как уход «атамана» казахского кино. Я очень жалею, что не успел поработать на съемочной площадке как актер в фильмах Айманова...

Шимырбаева Галия. Звезда по имени Шакен: [К 110-летию казахского режиссера Ш. Айманова] // Казахстанская правда. - 2024. - 15 февраля. - С. 1, 10.

Режиссер с открытым сердцем

Как актер на сцене Казахского театра драмы он воплотил национальные образы, а за роли шекспировских героев ему рукоплескали в Англии. Как киноактер Айманов снимался в своих фильмах и в лентах других режиссеров. Его роль Алдара Косе в собственном фильме «Безбородый обманщик» по сей день считается одним из лучших воплощений популярного народного персонажа в искусстве.

Шакен Айманов снял 11 полнометражных художественных фильмов – созданные в разных жанрах, эти киноленты составили основу казахского кино. Будучи постановщиком фильмов, он впервые в отечественном кинематографе использовал прием камео – появился в эпизодической роли в своем фильме. Незаурядное творческое дарование Айманова совмещалось с замечательными человеческими качествами – готовностью прийти на помощь, чувством юмора, щедростью. Айманов всегда был на стороне высокой морали, отстаивал справедливость и помогал людям, нуждавшимся в поддержке. Он любил общаться, в разговоре мог расположить к себе абсолютно разных по возрасту и социальному статусу людей. И все это помогало ему режиссировать кино – люди легко сплачивались вокруг него.

Об уникальной личности журнал «Мысль» поговорил с невесткой – Шакена Айманова – Ириной Аймановой.

Наша беседа состоялась в сквере у Казахского ТЮЗа, на пересечении проспекта Абылай хана с улицей Маметовой – как выяснилось, в знаковом для семьи Аймановых месте.
– Так получилось, что Театр имени Габита Мусрепова и другие расположенные здесь объекты в совокупности передают биографию Шакена Айманова. Так, памятник Амангельды Иманову напоминает об одноименном фильме 1938 года, где Шакен Кенжетаевич впервые появился на экране ¬– сыграл эпизодическую роль сарбаза; памятник Габиту Мусрепову отсылает нас к 1933 году, когда в юном Шакене Айманове, участнике самодеятельности студентов семипалатинского педагогического техникума, Мусрепов разглядел актерское дарование; на одном из фрагментов мозаики Евгения Сидоркина на фронтоне ТЮЗа изображен Шакен Айманов, кланяющийся зрителям в костюме шекспировского Петруччо из «Укрощения строптивой». Кстати, эта роль наряду с ролью Отелло в одноименной трагедии Шекспира стали его коронными театральными работами, – поделилась Ирина Айманова.

По ее словам, наряду со своей родиной, Баянаулом, Шакен Айманов очень любил Алма-Ату. В этом городе он раскрылся как творческий человек – в театре и в кино. В Алма-Ате благодаря его стараниям был построен нынешний комплекс киностудии «Казахфильм», носящий сегодня его имя. Наконец, в этом городе он создал семью, воспитал дочь Майру Айманову, впоследствии оперную певицу, родил сына Мурата Айманова, который, как и отец, посвятил себя кино, а затем здесь же появились на свет его внучка Дина и правнук Далер.
– Ирина Борисовна, расскажите о том, как судьба свела Вас с семьей Аймановых.
– Я училась в КазГУ, приехала из Восточного Казахстана. Моими сокурсниками были алмаатинцы – культурная публика, из интеллигентных семей. В этом кругу был Мурат Айманов, сын Шакена Кенжетаевича. Мы с ним познакомились, когда я училась на третьем курсе, а потом, в 1971-м, поженились.
У нас оказалось много общих тем для разговоров. Общаться было интересно, тем более что круг его знакомых составляли киношники – режиссеры, операторы, очень глубокие люди. Они были мне близки по духу, потому что в моей семье очень любили искусство, культуру и знания в целом.
Стоит ли говорить, что я очень ждала встреч с Муратом, предвкушала его рассказы. Однако при этом с Шакеном Кенжетаевичем я не была знакома.
Встретилась же с ним случайно – когда гуляла с Муратом по Коммунистическому проспекту, ныне проспект Абылай хана, в районе ресторана «Алма-Ата». Он шел нам навстречу, видимо направляясь в ресторан пообедать.
Это был 1968 год. Хорошо помню ту встречу. Сначала Шакен Кенжетаевич обменялся несколькими фразами с сыном, а потом неспешно обратил взгляд на меня и спросил: «А ты кто?» Я назвала свое имя – Ирина – и сказала, что приехала в Алма-Ату из Восточного Казахстана. Он меня принял за казашку, хотя у меня нет казахских корней – мой папа этнический кореец. «А, значит, из рода Найман»,– сделал вывод Шакен Кенжетаевич…
До этого я знала Шакена Айманова только по фильмам, а когда увидела его вживую, в моем сознании сложился человеческий, не кинематографический облик. Казалось бы, наша встреча длилась несколько минут, но этого было достаточно, чтобы ощутить силу его личности. Все казалось в нем значительным – неспешные движения и такие же неспешные слова, даже его рост, под два метра, выдавал человека большого масштаба. Думаю, что в нем всегда жило творчество, и это творчество не знало остановок.
Это была моя единственная встреча с Шакеном Кенжетаевичем. К сожалению, как со свекром познакомиться с ним я уже не успела – вышла замуж за Мурата Айманова, когда Шакена Айманова уже почти год не было в живых.
Однако в семье часто говорили о нем. Уже как полноправный член семьи Аймановых я участвовала в его поминках в декабре 1971 года. Они проходили в четырехкомнатной квартире Аймановых на улице Фурманова, выше Калинина (ныне проспект Назарбаева и улица Кабанбай батыра. – Ред.). Тогда собрался весь театральный и кинематографический бомонд. Очень запомнился Олжас Сулейменов со своими длинными черными волосами, скошенной набок челкой и сильным голосом. Он, как и другие гости, с теплотой вспоминал Шакена. Говорили о том, что это был очень позитивный человек. Отмечали, что Шакен Айманов обладал талантом располагать к себе академиков и простых людей – все попадали под его обаяние. Он умел дружить, всегда был готов прийти на помощь другим. При этом, я бы сказала, он был бессребреником. После смерти Шакена Кенжетаевича в семье открыли его записную книжку и увидели список тех, кто занимал у него деньги: напротив фамилии значилась цифра – в совокупности это была внушительная сумма. К слову, в этом списке были не только казахстанские коллеги, знакомые, но и известные кинематографисты из Москвы. Он одалживал им деньги, никогда не настаивая на возврате. Щедрость была в его характере.
– Приходилось слышать, что в своей готовности помогать людям Шакен Айманов напоминал воплощенного им в кино Алдара Косе, так ли это?
– Именно так. По характеру он был живым воплощением Алдара Косе, недаром он схватился за этот образ.
Напомню, что сценарий, по которому Шакен Айманов создал картину «Безбородый обманщик», написал кинодраматург Лев Варшавский. Тетя Люда Варшавская (дочь Льва Варшавского, журналистка Людмила Енисеева-Варшавская.– Ред.) потом мне рассказывала, как родилась идея этого фильма.
Шакен Кенжетаевич был частым гостем в доме Варшавских, где за чаем рассказывал байки об Алдаре Косе, при этом довольно искусно перевоплощаясь в своего героя.
Лев Игнатьевич Варшавский своим цепким драматургическим взглядом заметил это и сказал ему: «Шакен, я одного не понимаю – ты так много знаешь об Алдаре Косе, а до сих пор не снял фильм о нем. Давай снимем картину».
Так, сидя за чаем, они решили начать работу над фильмом о Безбородом обманщике. Сценарий написал Лев Варшавский, а Шакен Айманов выступил режиссером фильма и сыграл в нем главную роль.
В этой работе произошло то, что должно было произойти: соединились драматургическое мастерство Варшавского и россыпь народной мудрости, носителем которой был Шакен Айманов. Получилась мастерская, драматургически выверенная работа. Хочу сказать, что больше всего по своей глубине мне нравится картина «Земля отцов» по сценарию Олжаса Сулейменова, но по красоте изображения народного казахского характера фильм «Безбородый обманщик» я бы поставила на первое место в творчестве Айманова. Действительно, многие знавшие лично Шакена Кенжетаевича, говорили, что Алдар Косе – это он сам, с его позитивным мировосприятием, его жизнелюбием, иронией, народной мудростью и, главное, умением оказывать действенную помощь людям.
-Можете привести примеры такой помощи?
– Вспоминается несколько случаев, они очень разные, но все что-то говорят о человеческих качествах Шакена Кенжетаевича.
Например, такой. В 1957 году проходил Московский кинофестиваль. Представьте, по улице идут двое его делегатов – Шакен Айманов и сценограф Гульфайрус Исмаилова, которая к тому моменту была на седьмом или восьмом месяце беременности. Дело было летом, стояла жара. На Гульфайрус Мансуровне была неудобная обувь, она шла, чуть не плача. Айманов, заметив это, заставил ее снять босоножки и отдал ей свои сандалии, а сам пошел в носках. Так они благополучно дошли до гостиницы, и Шакена Кенжетаевича совершенно не смущало, что на него оглядываются…
В 1954 или 1955 году, после разоблачения культа личности Сталина, из лагеря был освобожден Искандер Тынышпаев – сын Мухамеджана Тынышпаева (казахского общественного деятеля, историка, члена «Алаш Орды». – Ред.). Он провел 17 лет в лагерях как сын «врага народа». Стоит ли говорить, как тяжело ему было найти работу. И Шакен Айманов устроил его фотографом на киностудию.
Жена дяди Искандера, тетя Саша, рассказывала мне, что жили они очень скудно, впроголодь, из имущества у них были только железная кровать и солдатское одеяло. Поэтому, когда они поженились, о свадебном застолье не приходилось и мечтать. И вот однажды Шакен Айманов пригласил их в ресторан, накрыл стол и пригласил человек пятнадцать коллег. Когда они пришли, Шакен Айманов сказал им: «Ребята, это ваша свадьба».
Вот такая в нем была душевная щедрость.
– Кинематографисты, знавшие Шакена Айманова, отмечали, что редко когда можно было увидеть его не окруженного людьми. Это так?
– Шакена Айманова очень любили, с ним было интересно находиться в компании. Он, словно Акан Серы, был сказителем большого масштаба, властителем дум. Именно поэтому он всегда находился в окружении людей, был стержнем компании. Как настоящего акына, Шакена Айманова часто можно было видеть с домброй и, даже когда он находился без нее, музыкальный инструмент был где-то поблизости. Это была яркая личность, притягивающая к себе коллег, друзей, почитателей его таланта.
– Одна из ярких страниц актерской биографии Шакена Айманова связана с поездкой в Англию, где он на казахском языке читал монолог Отелло. Как это было?
– В 1964 году весь мир отмечал 400-летие рождения Шекспира. Праздничные мероприятия разворачивались в Англии. Театральную делегацию от СССР возглавлял Шакен Айманов: выбор на Шакена Кенжетаевича пал совсем не случайно¬– роль Отелло была одной из лучших в его репертуаре. Напомню, этот образ он воплотил на сцене Казахского театра драмы. Приехав в Англию, Шакен Кенжетаевич прочитал монолог Отелло на казахском языке – в переводе Мухтара Ауэзова. Его игру высоко оценил Лоуренс Оливье – один из лучших исполнителей шекспировских ролей.
К слову, еще одним замечательным шекспировским образом в репертуаре Айманова был Петруччо из «Укрощения строптивой». Казалось бы, Отелло и Петруччо – это диаметрально противоположные образы, но Шакен Кенжетаевич нашел подход и к той, и к другой роли, он настроился на волну шекспировской драматургии и, по многочисленным отзывам, играл великолепно.
Сам факт приглашения в Англию подчеркивал его высокий актерский статус, широту его творческого диапазона. Впервые с истории Шекспир звучал в Англии на казахском языке.
– Коллеги, делившиеся воспоминаниями о Шакене Айманове, подчеркивали его принципиальность. Как она проявлялась в творчестве?
– Действительно, принципиальность была одной из граней его натуры. После того как Шакена не стало, в 1972 году на «Казахфильме» о нем была снята документальная лента. Оператором был Мурат Айманов, а режиссером, по-моему, выступил Марк Беркович. Работая над фильмом, они ездили в Москву и брали интервью у режиссера Григория Чухрая. И тот рассказал об одном важном историческом эпизоде, произошедшем на Московском международном кинофестивале в 1963 году. Чухрай был председателем жюри, в числе авторитетных международных деятелей кинофильмы оценивал и Шакен Айманов. Среди конкурсных картин был фильм «Восемь с половиной» Федерико Феллини. Чухрая, как и других членов жюри, покорил фильм итальянского режиссера. Однако вмешался политический момент – советские чиновники недвусмысленно намекнули председателю, что победителем должен стать советский фильм. На Чухрая давили, угрожали отобрать партбилет, но он стоял на своем. Тогда министр кинематографии Романов собрал членов жюри из соцстран и пообещал серьезно поговорить с министрами культуры их республик, если они отдадут голоса за Феллини. Голоса жюри разделились фактически поровну, и тогда Чухрай решил поговорить с Аймановым – поделился с ним своими доводами в пользу фильма Феллини, и Шакен Кенжетаевич, несмотря на давление сверху, согласился отдать свой голос действительно прекрасной картине. Так, благодаря Айманову с перевесом в один голос победил Феллини. В интервью авторам фильма об Айманове Чухрай сказал, что тогда, на фестивале, он убедился в надежности и принципиальности Шакена.
Однако принципиальность Шакена Айманова имела последствия: его должны были наградить орденом Ленина, но по возвращению в Алма-Ату он узнал, что его вычеркнули из списков…
Хотя, надо сказать, позже справедливость восторжествовала, и орден Ленина ему все же вручили.
– Насколько известно, Шакен Айманов проявлял принципиальность и при кастинге актеров в свои картины. Правда ли, что перед съемками фильма «Наш милый доктор» ему дали карт-бланш на приглашение актеров из центра, но он отказался от этого?
– Абсолютная правда. На роль доктора Лаврова высокое руководство рекомендовало пригласить знаменитого Николая Черкасова, но Шакен Кенжетаевич сказал, что будет снимать только наших актеров. В фильме требовалось передать дух Алма-Аты, а кто может сделать это лучше, чем актеры, живущие в этом городе, дышащие его воздухом? Как мы знаем, этот аймановский ход полностью оправдал себя. Фильм помог открыть широкой аудитории целую россыпь имен, включая Юрия Померанцева, Ермека Серкебаева и композитора, выпускника Алма-Атинской консерватории Александра Зацепина: именно с фильма «Наш милый доктор» началась его замечательная композиторская карьера. То же самое можно сказать и о фильме «Ангел в тюбетейке». Прозвучавшие в нем песни Зацепина стали абсолютными шлягерами. В этой же картине зажглась звезда Бибигуль Тулегеновой и других замечательных артистов.
–Каким Шакен Айманов был в семье?
– Шакен Кенжетаевич, по рассказам родных, был очень позитивным, своим оптимизмом помогал другим пережить сложные жизненные моменты. Как Алдар Косе, он отличался ироничным подходом к жизни, придумывал оригинальные шутки. Моя свекровь Хадиша Жиенкулова вспоминала эпизод, произошедший в его квартире в «доме актера» (жилой дом в Алматы на пересечении нынешних улиц Желтоксан и Карасай батыра.– Ред.). Дело было в годы войны: в маленькой кухоньке– единственном теплом месте в квартире – на веревках сушили детские вещи. Рано встававшая Хадиша первым делом шла на кухню снимать белье, и вот, когда она в очередной раз пришла забрать высохшие вещи, из шортиков и маечек прямо на нее посыпались денежные купюры… Оказалось, что их разложил по детским вещам Шакен Кенжетаевич – накануне он пришел после спектакля и, увидев, что все спят, решил устроить утренний сюрприз. Стоит ли говорить, что розыгрыш произвел неизгладимое впечатление – все долго смеялись. Эта история стала нашей семейной легендой. Так он шутил, это было абсолютно в его стиле. Он мог принести праздник в дом. К слову, позже он повторил свой трюк. У Шакена Кенжетаевича был роскошный ковер, он лежал свернутым и имел стратегическое значение – иногда на нем спали приезжие гости. Ковер этот всегда содержался в порядке, за этим следила домработница тетя Маша. Как-то она спустилась во двор вытряхнуть ковер. Стала разворачивать его, и из него посыпались деньги. Зная Шакена Кенжетаевича, она сразу догадалась, чьи это проделки…
Надо сказать, что Шакен Айманов очень любил радовать друзей, коллег. Приезжая в Москву на кинематографические смотры, он накрывал щедрые дастарханы для московских и зарубежных кинематографистов. Его спрашивали – зачем ты это делаешь, тебе что-то от них надо? Но ему ничего от них не было нужно, он просто хотел порадовать коллег, – таким он был человеком.
Шакен Айманов всегда был в движении, и погиб он тоже в движении, на ходу. –Это была трагическая случайность?
– Абсолютно. Это произошло 23 декабря 1970 года в Москве. Должен был состояться банкет по случаю премьеры фильма «Конец атамана». В банкетном зале Дома кино собрались многочисленные коллеги, чтобы поздравить творческую группу. Перед банкетом он хотел успеть сделать некоторые дела, переходил улицу Горького (ныне Тверская. – Ред.), но не по подземному переходу, а по трассе. Там был один нюанс, которого он, видимо, не знал: в часы пик включался реверс, и по одной из полос машины начинали двигаться в обратном направлении. Он не успел перебежать – его сбила машина. Но погиб он не от столкновения, а от удара о бордюр: зимой он не носил перчаток и прятал руки в карманы и, когда произошел удар о машину, не смог сбалансировать. Так в расцвете лет его не стало…
– Какими были у Шакена Айманова взаимоотношения с руководством республики?
– Шакена Айманова очень ценил первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев – они дружили. Помню, как незадолго перед уходом из жизни Кунаева мы с дочерью Диной зашли к нему домой. Это было в 1992 году. Беседуя с нами, он с большой теплотой говорил о Шакене Айманове.
Кунаев рассказывал, как накануне поездки Шакена Айманова в Москву, когда он должен был сдавать фильм «Конец атамана», они встретились. Кунаев тоже должен был улетать – с правительственной делегацией в Италию. Он спросил Айманова, что ему привезти. Шакен Кенжетаевич ответил, как всегда, – зажигалку: у него была коллекция зажигалок.Кунаев рассказывал: «Приехал я домой, привез зажигалку, а тут новость – Шакена Айманова не стало, погиб в Москве». А потом добавил: когда живешь с человеком рядом, не понимаешь величину его веса в обществе и только потом, после смерти, осознаешь подлинную значимость личности.
Динмухамед Ахмедович вспоминал, что на прощание с Шакеном Аймановым собралось море людей. Хоронили из здания киностудии, которая тогда находилась на пересечении Комсомольской, ныне Толе би, и 8 Марта, ныне Калдаякова. Гроб несли на Центральное кладбище на руках долго, и, только когда процессия дошла до Сейфуллина – проспекта с интенсивным движением, его переместили в катафалк. Та церемония прощания была свидетельством большой народной любви к Шакену Айманову.
– На Ваш взгляд, сегодня живы традиции, которые своим творчеством заложил Шакен Айманов?
– Шакена Айманова нет уже более 50 лет, многие знавшие его коллеги уже ушли из жизни. Но он оставил такой задел на будущее, что память о нем живет по сей день – как о режиссере и как о человеке. Более того, кажется, что он никуда не уходил, а находится среди нас.

Юрий КАШТЕЛЮК

 Режиссер с открытым сердцем: [ Интервью с И. Аймановой] / Беседовал Юрий Каштелюк // Мысль. - 2024. - № 5. – С. 73 - 78.

Mobirise



Яндекс.Метрика